Главная :: Архив статей :: Поиск :: Гостевая :: Внешняя :: Ссылки

Архив статей > Химия > Слёзы гелиад

Скачать (161 Кб)

Слёзы гелиад

Н. Коловрат
Химия и Жизнь №8, 1972 г., с. 40-44

Добыча смолы на Руси. Роспись с задней стенки сундука XVIII века.

В XVIII веке на Руси смолу добывали так называемым "подсечным" способом. На рисунке выше - мастер "косарем" надрезает кору дерева. (Роспись с задней стенки сундука XVIII века.)

Благовоние оное исхождением своим ударяющее во всякого
(человека) чувства, конечно, есть вещь божественная и неописуемая.
Диодор Сицилийский

1.

В те времена, когда человек только начинал познавать мир, его удивление перед созданиями природы и восхищение ими было непосредственным. Проявлялись эти чувства в поклонении, богам, присутствие которых человек ощущал всюду. Несомненно божественным даром были для него растительные смолы - бальзам, мирра, ладан, стиракс, - источающие благоухание, угодное богам, приятное людям. Саваоф заповедовал Моисею: "И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его...". Всюду, где человек строил храмы и жертвенники, поднимался к небу благовонный дым жертвенных курений.

Благовонные смолы служили признаком богатства древних царей: завоеватели взимали с покоренных народов Аравии и Ближнего Востока дань тысячами талантов ладана и бальзама.

Египетская царица Хатшепсут в XI. в. до н. э. отправила в страну Пунт два корабля и на стене храма в Дер-эль Бахри приказала высечь надписи, где перечислялись товары, привезенные из этой страны: ахемские благовония, священная смола, живые мирровые деревца, высаженные на террасах храма Аммона. Для воскурений египтяне использовали не только благовонные смолы, но и древесину некоторых растений: сандала, корицы, алоэ, кедра, можжевельника.

Египетский  папирус XI-X вв. до н. а. У жреца в руках, кадильница с благовониями

Египетский папирус XI-X вв. до н. а. У жреца в руках, кадильница с благовониями

От восточных религиозных культов традицию приношения благовоний в жертву богам унаследовал Рим. Император Нерон при погребении своей супруги Поппеи приказал сжечь годовой урожай ладана. Слово "парфюмерия" (от латинского parfum, что значит "с дымом") вошло в западные языки с тех времен, когда вместе с дымом благовоний начали возносить к небу молитвы.

2.

Сорок веков назад сидонские и финикийские корабли достигали берегов Балтийского моря, вывозя оттуда другую смолу - янтарь, это "золото севера". Греки получали янтарь также от этрусков и мессалийцев, к которым он попадал по дрезнерейнскому пути через Альпы. На "священных янтарных дорогах" были обнаружены целые склады, в одном из которых археологи нашли больше тонны чистого янтаря.

Греки создали прекрасный миф о его происхождении. Гелиады, три сестры разбившегося Фаэтона, долго оплакивали смерть брата и были превращены богами в лиственницы, струившие непрерывные слезы в реку Эридан. Бог солнца, Гелий, превратил слезы своих дочерей в электрон - янтарь ("электор" по-гречески означает "блеск"). Эту связь отвердевших слез деревьев с огнем, солнцем ощущали и финикияне, поклонявшиеся богу солнца Ваал-Самина ("ваал-сам", "бальзам" - отсюда). Форма шишек ливанских кедров, истекавших светло-желтой смолой, напоминала им горящее пламя...

Янтарь - это застывшие капли смолы, вытекавшие в третичное время из деревьев Pinates succinifier (вида сосны). Сейчас нет уже сосны succinifier, но, как и десятки тысяч лет назад, в сумраке тропических лесов и в жарком воздухе пустынь, да и в наших соcновых борах истекают драгоценными каплями деревья и кустарники...

Красота янтаря, загадочность его происхождения, способность к электризации выделили эту "мертвую" смолу из ряда других и придали ей некоторый магический оттенок. Изысканность заключенных в золотистые гробницы насекомых, тонкий аромат согретого рукой янтаря сделали его желанным украшением женщин и вдохновили поэтов на бессмертные стихи.

3.

В мифах часто скрыто интуитивное знание древнего человека, украшенное фантазией, преображенное в поэтический образ. Поразительно, насколько мифическое толкование происхождения смол близко современному - оно отличается от него не сущностью, а только терминологией.

Смолы образуются в клетках растений, а затем проникают в смоляные ходы. Они не участвуют в обмене веществ: это конечные продукты жизнедеятельности растений. При повреждении древесины смолы истекают наружу, застывают и этим залечивают нанесенные растению раны.

Большая часть растений, дающих смолу, относится к семействам бурзеровых, зонтичных, пальм, кактусообразных, в умеренных широтах - к семейству хвойных. Со времени великих географических открытий европейцы узнали новые смолы - бделлий и шеллак из Индии, эуфорбий из Марокко, темно-красную драконовую кровь и росный ладан с Зондских островов, копайский бальзам из Южной Америки, сандарак из Алжира...

4.

Химическое строение смол сложно. Они состоят из углерода, водорода и кислорода и в семействе углеводородов составляют звено ряда, на одном конце которого мы видим антрацит с максимальным содержанием углерода, а на другом - болотный газ с максимальным содержанием водорода. Между ними - битуминозные угли, асфальт, смолы, нефть. Сложные химические соединения, из которых состоят смолы (смоляные кислоты и спирты, сложные эфиры, альдегиды ароматического ряда), имеют различную структуру. Смолы аморфны, и некоторые ученые называют их "органическими стеклами". Они почти нерастворимы в воле, но растворимы в спирте, эфире, сероуглероде и хлороформе. Они горят коптящим пламенем и, как правило, обладают приятным запахом.

Сосуд для благовоний из гробницы Тутанхамона. Египет, XIV в. до и. э.

Сосуд для благовоний из гробницы Тутанхамона. Египет, XIV в. до и. э.

Классификация смол весьма затруднена из-за сложности их химического состава, разнообразия. физических свойств и биологического происхождения. В таблице приведены названия некоторых смол, указаны места их происхождения и свойства, перечислены области применения.

Свойства смол определили весьма разнообразное их применение. В древности благоухающие куренья были не только угодны богам: в жарких странах при больших скоплениях народа, на богослужениях курение благовонных веществ дезинфицировало воздух. Египтяне сжигали смолы во время чумы, в Индии против проказы применяли смолу гурьюн.

Диодор Сицилийский, описывая Аравию, замечает, что "по всей той земле естественное некоторое благовоние распространяется, приятное и чувствительное, а притом и здравию полезное". В наших широтах это "здравию полезное благовоние" мы ощущаем в сосновых борах.

В древней медицине смолы весьма широко употреблялись при изготовлении лекарств, мазей и медицинских курений. У Гиппократа находим несколько рецептов, рекомендующих использование смол. "При лихорадке сделай с ладаном и медом кашку, которую примет больной. Приготовь кашку из мирры и семени сосны". При головных болях Гиппократ советовал прикладывать к ноздрям мирру, при воспалении легких принимать смолу, распущенную в меду.

Плиний Старший в "Естественной истории" сообщает, что "женщины по ту сторону реки Падуе носят ожерелья из янтаря частью как украшение, частью же как лекарственное средство от опухания желез, болезней гортани и глотки". Вера в янтарные амулеты, предназначенные предохранять от лихорадки и болезней гортани, сохранилась до нашего времени в приятном, но близком к суеверию обычае носить янтарные ожерелья при болезнях щитовидной железы.

5.

Смолы - "чистые" вещества, препятствующие гниению, дезинфицирующие ткани. В качестве таковых смолы издавна прикладывали к ранам человека и использовали при бальзамировании. Загадка египетских мумий занимала воображение древних не меньше, чем тайны пирамид. Геродот описывает все, что ему удалось узнать от египетских жрецов о бальзамировании: "Вычистивши полость живота и выполоскавши ее пальмовым вином, снова вычищают ее перетертыми благовониями; наконец, живот наполняется чистою растертою миррою, кассией и прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут в самородную щелочную соль на семьдесят дней. По прошествии семидесяти дней покойника обмывают, все тело оборачивают в тонкий холст, порезанный в тесьмы и снизу смазанный гумми, который в большинстве случаев употребляется у египтян вместо клея". Способ бальзамирования у египтян был так совершенен, что, как пишет Дио-дор, "все члены тела столь бывают невредимы, что волосы в ресницах и бровях и потому уже и весь вид тела неизменен остается". Пластичность смол позволяет наносить их очень тонким слоем, прозрачность - видеть под ними красочный слой, нерастворимость в воде защищает краски от разрушения. Поэтому с древнейших времен на островах Японии и берегах Янцзы смолы использовали при изготовлении лаков.

Те же пластические свойства, способность противостоять гниению и отталкивать воду, а также клейкость многих смол позволили древнему человеку использовать смолы в судостроении и строительстве. (Праведный Ной сделал свой мифический ковчег из дерева гофер и осмолил его снаружи и внутри.) Витрувий описывает способы применения смол в строительстве.

Горы Южной Турции в старину были покрыты сосновыми лесами, в которых добывали колофонскую воду (по имени города Колофона), название которой переделано в "канифоль". Добыча "живицы" (а из нее - канифоли и скипидара) в северных лесах Канады и России и на юге Франции была долго связана с судостроением. Деревянный парусный флот стал достоянием истории, но дым смолокурен и сейчас можно увидеть в наших лесах. Канифоль находит применение более чем в семидесяти отраслях промышленности.

6.

Нужды развивающейся промышленности уже сто лет назад потребовали создания искусственных смол. Природные смолы отошли на второй план отчасти из-за своей дороговизны, отчасти из-за того, что их искусственные заменители обладают свойствами, позволяющими решать новые технические задачи. Легкость, прочность, химическая стойкость, эластичность - вот что старался получить человек в искусственных смолах. На смену природным смолам пришли полиэтилен, синтетический каучук, капрон, нейлон.

Утилитарный подход промышленности к сырью лишил искусственные смолы того комплекса часто неуловимых качеств, которые присущи природным материалам. Поэтому в некоторых "тонких" ремеслах, оставшихся в нашей жизни от древних цивилизаций, оказались незаменимыми и сохранили первенствующее положение природные смолы. Японские мастера, как и в прежние времена, делают лаки из копала, шеллака, янтаря, а опытные парфюмеры всех стран искусственным отдушкам предпочитают бальзам, росный ладан и драконовую кровь.

Названия природных смол звучат сейчас неким анахронизмом, и слова "бальзам", "мирра", "ладан" вызывают в памяти картины давно ушедших времен, когда в полутьме храмов поклонники Митры и Мардука вдыхали ароматы священных благовоний.

НАЗАД

Главная :: Архив статей :: Поиск :: Гостевая :: Внешняя :: Ссылки

Помоги сайту! Брось денежку в смс-копилку!

Hosted by uCoz