Архив статей > Химия > Слёзы гелиад
Слёзы гелиад
Н. Коловрат
Химия и Жизнь №8, 1972 г., с. 40-44
В XVIII веке на Руси смолу добывали так называемым "подсечным" способом. На рисунке выше - мастер "косарем" надрезает кору дерева. (Роспись с задней стенки сундука XVIII века.)
Благовоние оное исхождением своим ударяющее во всякого
(человека) чувства, конечно, есть вещь божественная и неописуемая.
Диодор Сицилийский
1.
В те времена, когда человек только начинал познавать мир, его удивление перед созданиями природы и восхищение ими было непосредственным. Проявлялись эти чувства в поклонении, богам, присутствие которых человек ощущал всюду. Несомненно божественным даром были для него растительные смолы - бальзам, мирра, ладан, стиракс, - источающие благоухание, угодное богам, приятное людям. Саваоф заповедовал Моисею: "И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его...". Всюду, где человек строил храмы и жертвенники, поднимался к небу благовонный дым жертвенных курений.
Благовонные смолы служили признаком богатства древних царей: завоеватели взимали с покоренных народов Аравии и Ближнего Востока дань тысячами талантов ладана и бальзама.
Египетская царица Хатшепсут в XI. в. до н. э. отправила в страну Пунт два корабля и на стене храма в Дер-эль Бахри приказала высечь надписи, где перечислялись товары, привезенные из этой страны: ахемские благовония, священная смола, живые мирровые деревца, высаженные на террасах храма Аммона. Для воскурений египтяне использовали не только благовонные смолы, но и древесину некоторых растений: сандала, корицы, алоэ, кедра, можжевельника.
Египетский папирус XI-X вв. до н. а. У жреца в руках, кадильница с благовониями
От восточных религиозных культов традицию приношения благовоний в жертву богам унаследовал Рим. Император Нерон при погребении своей супруги Поппеи приказал сжечь годовой урожай ладана. Слово "парфюмерия" (от латинского parfum, что значит "с дымом") вошло в западные языки с тех времен, когда вместе с дымом благовоний начали возносить к небу молитвы.
2.
Сорок веков назад сидонские и финикийские корабли достигали берегов Балтийского моря, вывозя оттуда другую смолу - янтарь, это "золото севера". Греки получали янтарь также от этрусков и мессалийцев, к которым он попадал по дрезнерейнскому пути через Альпы. На "священных янтарных дорогах" были обнаружены целые склады, в одном из которых археологи нашли больше тонны чистого янтаря.
Греки создали прекрасный миф о его происхождении. Гелиады, три сестры разбившегося Фаэтона, долго оплакивали смерть брата и были превращены богами в лиственницы, струившие непрерывные слезы в реку Эридан. Бог солнца, Гелий, превратил слезы своих дочерей в электрон - янтарь ("электор" по-гречески означает "блеск"). Эту связь отвердевших слез деревьев с огнем, солнцем ощущали и финикияне, поклонявшиеся богу солнца Ваал-Самина ("ваал-сам", "бальзам" - отсюда). Форма шишек ливанских кедров, истекавших светло-желтой смолой, напоминала им горящее пламя...
Янтарь - это застывшие капли смолы, вытекавшие в третичное время из деревьев Pinates succinifier (вида сосны). Сейчас нет уже сосны succinifier, но, как и десятки тысяч лет назад, в сумраке тропических лесов и в жарком воздухе пустынь, да и в наших соcновых борах истекают драгоценными каплями деревья и кустарники...
Красота янтаря, загадочность его происхождения, способность к электризации выделили эту "мертвую" смолу из ряда других и придали ей некоторый магический оттенок. Изысканность заключенных в золотистые гробницы насекомых, тонкий аромат согретого рукой янтаря сделали его желанным украшением женщин и вдохновили поэтов на бессмертные стихи.
3.
В мифах часто скрыто интуитивное знание древнего человека, украшенное фантазией, преображенное в поэтический образ. Поразительно, насколько мифическое толкование происхождения смол близко современному - оно отличается от него не сущностью, а только терминологией.
Смолы образуются в клетках растений, а затем проникают в смоляные ходы. Они не участвуют в обмене веществ: это конечные продукты жизнедеятельности растений. При повреждении древесины смолы истекают наружу, застывают и этим залечивают нанесенные растению раны.
Большая часть растений, дающих смолу, относится к семействам бурзеровых, зонтичных, пальм, кактусообразных, в умеренных широтах - к семейству хвойных. Со времени великих географических открытий европейцы узнали новые смолы - бделлий и шеллак из Индии, эуфорбий из Марокко, темно-красную драконовую кровь и росный ладан с Зондских островов, копайский бальзам из Южной Америки, сандарак из Алжира...
4.
Химическое строение смол сложно. Они состоят из углерода, водорода и кислорода и в семействе углеводородов составляют звено ряда, на одном конце которого мы видим антрацит с максимальным содержанием углерода, а на другом - болотный газ с максимальным содержанием водорода. Между ними - битуминозные угли, асфальт, смолы, нефть. Сложные химические соединения, из которых состоят смолы (смоляные кислоты и спирты, сложные эфиры, альдегиды ароматического ряда), имеют различную структуру. Смолы аморфны, и некоторые ученые называют их "органическими стеклами". Они почти нерастворимы в воле, но растворимы в спирте, эфире, сероуглероде и хлороформе. Они горят коптящим пламенем и, как правило, обладают приятным запахом.
Сосуд для благовоний из гробницы Тутанхамона. Египет, XIV в. до и. э.
Классификация смол весьма затруднена из-за сложности их химического состава, разнообразия. физических свойств и биологического происхождения. В таблице приведены названия некоторых смол, указаны места их происхождения и свойства, перечислены области применения.
Свойства смол определили весьма разнообразное их применение. В древности благоухающие куренья были не только угодны богам: в жарких странах при больших скоплениях народа, на богослужениях курение благовонных веществ дезинфицировало воздух. Египтяне сжигали смолы во время чумы, в Индии против проказы применяли смолу гурьюн.
Диодор Сицилийский, описывая Аравию, замечает, что "по всей той земле естественное некоторое благовоние распространяется, приятное и чувствительное, а притом и здравию полезное". В наших широтах это "здравию полезное благовоние" мы ощущаем в сосновых борах.
В древней медицине смолы весьма широко употреблялись при изготовлении лекарств, мазей и медицинских курений. У Гиппократа находим несколько рецептов, рекомендующих использование смол. "При лихорадке сделай с ладаном и медом кашку, которую примет больной. Приготовь кашку из мирры и семени сосны". При головных болях Гиппократ советовал прикладывать к ноздрям мирру, при воспалении легких принимать смолу, распущенную в меду.
Плиний Старший в "Естественной истории" сообщает, что "женщины по ту сторону реки Падуе носят ожерелья из янтаря частью как украшение, частью же как лекарственное средство от опухания желез, болезней гортани и глотки". Вера в янтарные амулеты, предназначенные предохранять от лихорадки и болезней гортани, сохранилась до нашего времени в приятном, но близком к суеверию обычае носить янтарные ожерелья при болезнях щитовидной железы.
5.
Смолы - "чистые" вещества, препятствующие гниению, дезинфицирующие ткани. В качестве таковых смолы издавна прикладывали к ранам человека и использовали при бальзамировании. Загадка египетских мумий занимала воображение древних не меньше, чем тайны пирамид. Геродот описывает все, что ему удалось узнать от египетских жрецов о бальзамировании: "Вычистивши полость живота и выполоскавши ее пальмовым вином, снова вычищают ее перетертыми благовониями; наконец, живот наполняется чистою растертою миррою, кассией и прочими благовониями, только не ладаном, и зашивается. После этого труп кладут в самородную щелочную соль на семьдесят дней. По прошествии семидесяти дней покойника обмывают, все тело оборачивают в тонкий холст, порезанный в тесьмы и снизу смазанный гумми, который в большинстве случаев употребляется у египтян вместо клея". Способ бальзамирования у египтян был так совершенен, что, как пишет Дио-дор, "все члены тела столь бывают невредимы, что волосы в ресницах и бровях и потому уже и весь вид тела неизменен остается". Пластичность смол позволяет наносить их очень тонким слоем, прозрачность - видеть под ними красочный слой, нерастворимость в воде защищает краски от разрушения. Поэтому с древнейших времен на островах Японии и берегах Янцзы смолы использовали при изготовлении лаков.
Те же пластические свойства, способность противостоять гниению и отталкивать воду, а также клейкость многих смол позволили древнему человеку использовать смолы в судостроении и строительстве. (Праведный Ной сделал свой мифический ковчег из дерева гофер и осмолил его снаружи и внутри.) Витрувий описывает способы применения смол в строительстве.
Горы Южной Турции в старину были покрыты сосновыми лесами, в которых добывали колофонскую воду (по имени города Колофона), название которой переделано в "канифоль". Добыча "живицы" (а из нее - канифоли и скипидара) в северных лесах Канады и России и на юге Франции была долго связана с судостроением. Деревянный парусный флот стал достоянием истории, но дым смолокурен и сейчас можно увидеть в наших лесах. Канифоль находит применение более чем в семидесяти отраслях промышленности.
6.
Нужды развивающейся промышленности уже сто лет назад потребовали создания искусственных смол. Природные смолы отошли на второй план отчасти из-за своей дороговизны, отчасти из-за того, что их искусственные заменители обладают свойствами, позволяющими решать новые технические задачи. Легкость, прочность, химическая стойкость, эластичность - вот что старался получить человек в искусственных смолах. На смену природным смолам пришли полиэтилен, синтетический каучук, капрон, нейлон.
Утилитарный подход промышленности к сырью лишил искусственные смолы того комплекса часто неуловимых качеств, которые присущи природным материалам. Поэтому в некоторых "тонких" ремеслах, оставшихся в нашей жизни от древних цивилизаций, оказались незаменимыми и сохранили первенствующее положение природные смолы. Японские мастера, как и в прежние времена, делают лаки из копала, шеллака, янтаря, а опытные парфюмеры всех стран искусственным отдушкам предпочитают бальзам, росный ладан и драконовую кровь.
Названия природных смол звучат сейчас неким анахронизмом, и слова "бальзам", "мирра", "ладан" вызывают в памяти картины давно ушедших времен, когда в полутьме храмов поклонники Митры и Мардука вдыхали ароматы священных благовоний.
Главная :: Архив статей :: Поиск :: Гостевая :: Внешняя :: Ссылки
Помоги сайту! Брось денежку в смс-копилку!