Главная :: Архив статей :: Поиск :: Гостевая :: Внешняя :: Ссылки

Архив статей > Химия > Обои

Скачать (182 Кб)

Обои

М. Д. Салоп
Химия и Жизнь №5, 1980 г., с. 53-57

I.

Теперь повсюду стили изготовлять бумагу, чтобы клеить на стены вместо обивки. И верно - когда отдельные листы аккуратно и прочно соединяют, получается весьма недурно и чисто на вид, и служит довольно долго, если хранить от сырости и обращаться бережно. И больше того: посредством ролла получают длинные полосы толстой бумаги, так что длины одной полосы вполне достает на всю высоту помещения. Торгуют этой бумагой совсем недорого, а по виду она напоминает шерстяную ткань...
Из сообщения лондонского еженедельника "Записки во благо земледелия и торговли" от 30 июня 1699 г.

Прежде всего, наверное, нужно объяснить, что такое ролл. Это аппарат для размола бумажной массы, изобретенный в Голландии в конце XV11 в. и используемый в промышленности до сих пор. Но не с него, конечно, началась история бумаги вообще и бумажных обоев в частности.

По преданию, Цай Лунь удостоился титула "бумажного князя", осадив слой шелковых волокон на старой рыболовной сети. Так в самом начале II века н. э. (105 г.) была получена первая в мире бумага.

Властители "Поднебесной" хранили секрет изготовления бумаги почти полтысячелетия. Лишь в VI веке о нем узнали японцы, а после сражения при Самарканде (751 г.) способ изготовления бумажных листов китайские пленники выдали арабам. Арабы стали делать бумагу из пенькового и льняного тряпья на шелковых или волосяных ситах, натянутых на деревянную рамку. Этот способ арабские купцы вывезли через Персию в Северную Африку, оттуда - в южноевропейские страны, а в X- XI столетиях бумагоделание распространилось по всей Европе, включая Россию.

Столь четкая хронологическая определенность прослеживается лишь в истории писчей бумаги. Но едва речь заходит о таком, казалось бы, простом бумажном изделии,- как обои, определенность исчезает: даты становятся ненадежными и расплывчатыми, как материал, из которого обои делают. И повинна в этом прежде всего сама бумага: обои всегда в самую первую очередь горели, сырели, выцветали, рвались, выбрасывались на помойку. Не потому ли истоки обойного производства до сих пор скрыты от взоров исследователей?

Возможно, что китайцы украшали стены своих жилищ бумагой уже во II веке, практически сразу же после изобретения Цай Луня. В Японии с древних времен толстой бумагой разгораживали помещения и завешивали окна. В XV111 веке японская поэтесса Тиё написала печальные стихи:

Вспоминаю умершего ребенка.

Больше некому стало
Делать дырки в бумаге окон.
Но как холодно в доме!

Китайские рисованные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Эжен Делакруа в своем "Дневнике" (1847 г.) сетовал на то, что, увы, он не располагает ни красками, ни мастерством, чтобы воспроизвести цвета китайских рисованных стенных бумаг. Образцы старинных расписных обоев и сегодня украшают стенды лучших музеев мира.

В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, но нередко привносили в роспись "стенных бумаг" свои манеры и сюжеты. Известно, например, что в 1481 г. Людовик XI приказал заплатить одному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями.

В дальнейшем французские обои ручного изготовления не имели себе равных в Европе, но в XVII в. во Франции занялись в основном гобеленами, и лавры первенства в массовом промышленном изготовлении обоев достались ее извечной сопернице - Англии.

В 1911 г. в здании Колледжа тела господня в Кембридже шли реставрационные работы. При расчистке стены из-под слоя штукатурки внезапно стали вываливаться куски заскорузлой бумаги с полустертыми черно-белыми узорами в виде стилизованных плодов граната. Так были найдены старейшие (1509 г.) из известных миру печатных обоев, изготовленных в tepone. На изнаночной их стороне сохранилась печать, благодаря которой узнали, что эти обои, с благословения короля Генриха VIII, изготовил мастер по имени Хьюго Гоуз.

В XVII-XVIII вв. в странах Западной Европы большой популярностью пользовались так называемые фальшивые шелка. Делали их так: на грунтованную поверхность бумаги насыпали обрезки шелковых нитей; грунт высыхал, шелк приклеивался. Создавалась полная иллюзия ткани. Очень может быть, что это один из первых примеров утилизации отходов в промышленности. Кстати, в Англии до сих пор пользуются большим спросом обои с рисунком, воспроизводящим фактуру различных тканей.

До XIX в. обои изготовляли отдельными листами и раскрашивали вручную по трафаретам или печатали рисунок при помощи так называемых манер - особых ручных печатных форм, какими в Китае пользовались еще в X в.

Так  называемая

Так называемая "турецкая бумага" (Персия. 1600 г.) успешно соперничала с первыми европейскими печатными обоями.

Идея непрерывной бумагоделательной машины принадлежит французу Луи Роберу (1799 г.). Впервые появилась возможность получать бумажные обои не отдельными листами, а в рулонах. Однако внедрение метода Ро-бера в практику потребовало многих лет и многих усовершенствований. В Англии в то время изготовление листов бумаги большой длины было запрещено. Производители бумаги платили акциз (налог) с каждого листа, и казна не желала лишаться этой статьи дохода. А Франция тем временем вела войны - ей было не до обоев, тем более что еще с 1777 г. ввоз французских обоев в Англию был запрещен. Заметим, впрочем, что на родине машины Л. Робера появились все же раньше, чем за Ла-Маншем.

Картинные обои. Это роспись целой стены или всей комнаты. Нередко такую работу поручали известным художникам. Картинные обои. Это роспись целой стены или всей комнаты. Нередко такую работу поручали известным художникам. Обойное панно

Картинные обои. Это роспись целой стены или всей комнаты. Нередко такую работу поручали известным художникам. Слева - "Инки" Ж. Дюфура (Франция, 1828 г.), справа - обойное панно "Французский парк", выполненное в мастерской Ж. Жубера (Париж) в начале XIX в.

Резкое повышение спроса на обои во второй четверти XIX в. заставило действовать и английских фабрикантов. Ровно через 40 лет после изобретения Робера, в 1839 г., У. Престону, мастеру-печатнику фирмы братьев Поттер, пришло в голову, что машина для печати на коленкоре, которую он обслуживал, вполне может печатать и обои. Одновременно Престон применил одну важную французскую идею: цилиндрические резные валки для печатания рисунка. Именно тогда обоепечатная машина приобрела вид, близкий к современному. Интересно, что в первом из патентов, полученных фирмой братьев Поттер, имя изобретателя У. Престона - как рядового работника фирмы - не фигурировало...

II.

Почтенный замок был построен.
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах...
А. С. ПУШКИН. "Евгений Онегин".

В онегинские времена уходил в прошлое помпезный, тяжеловесный и дорогостоящий интерьер XVIII в., когда стены богатых домов обивали (отсюда слово "обои") парчой, атласом и упомянутым у Пушкина штофом - безворсной одноцветной или узорчатой тканью из благородных сортов шерсти. Именно в первой трети XIX в. дошло, наконец, и до России изобретение Луи Робера. Первым зданием, в интерьере которого преобладали бумажные обои, стал Елагин дворец в Петербурге. Он был построен в 1820- 1822 гг. знаменитым зодчим К. Росси. Лишь одну из спален этого дворца по старинке отделали драпировками, остальные помещения оклеили обоями Царскосельской фабрики. "Изделия оной богатством, вкусом, чистотой отделки и величайшим сходством с дорогими материями не имеют себе равных. Богатые и прекрасные узоры, цвета живые, чистая и нежная печать, верная тень отличают их перед всеми, так что они могут сравниться с лучшими иностранными". Это строки из "Описания Первой публичной выставки российских мануфактурных изделий, бывшей в С.-Петербурге в 1829 г.".

Были в России к тому времени и другие обойные фабрики, в большинстве своем иностранные.

Наибольшим успехом тогда пользовались обои "богатого вида" - с усложненным рисунком, золотой и серебряной росписью, "насыпные" или "бархатные" - о них говорили, что они "обманывали глаз, так что примешь их за сукно или бархат".

Французские обои ручной печати. 1800 г.

Французские обои ручной печати. 1800 г.

В те времена обои клеили не прямо на стены или бумажный подслой, как сейчас, а лишь на холст, натянутый на деревянный подрамник, который и приклепляли к стене. Таким образом, по обе стороны обоев был воздух. Дорогие обои медленнее сырели, меньше деформировались и выцветали. К тому же при генеральной уборке их можно было снять, почистить и, если нужно, заменить холст. Вот отчего в том же Елагином дворце обои удавалось сохранять без смены по 20 лет и более.

И все же по-настоящему время для обоев в России еще не настало. В большинстве городских домов стены окрашивали масляной краской или обтягивали легкой хлопчатобумажной тканью. Обои были еще дороги, мало доступны, да и не все признавали их преимущества.

В середине XIX в. наряду с другими отраслями развивалось и производство обоев, однако и тогда оно не стало особо преуспевающим. И. С. Тургенев в повести "Первая любовь" описал работу на обойной фабрике: "Десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимавшие четырехугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытиски-вали пестрые узоры обоев"...

К концу XIX в. в России было около 40 обойных фабрик, на них работали примерно 1400 человек. Все вместе они выпускали в несколько раз меньше обоев, чем средняя обойная фабрика наших дней.

III.

Эти обои... Они меня убивают! Они или я...
Слова Оскара Уайльда на смертном одре.

В отличие от старых дореволюционных обоев, советские обои должны,
кроме высокохудожественного качества и удачного композионного разрешения,
- отражать новый быт в обоях, дающих возможность спокойного отдыха в крестьянских, городских или клубных помещениях.
Из "Программы конкурса, объявленного трестом "Мосполиграф" МСНХ ни исполнение художественных оригиналов обоев и фризов (бордюров) к ним". М. 1929 г.

В прошлом обои печатали исключительно по клеевому грунту, причем особенно ценились очень пестрые обои. Число печатных валов у машин доходило до 25-30 - именно в этом фабриканты изощрялись друг перед другом и перед публикой. Мы же, в нашем чересчур динамичном мире, обычно предпочитаем более спокойные рисунки и тона, не раздражающие глаз. Ныне обои все чаще печатают по мокрому фону, не просушивая грунт перед нанесением рисунка. Это придает узору мягкую акварельную расплывчатость. Подобные обои популярны не только у нас. В такой, скажем, нервной стране, как США, производство обоев мокрым способом составляет больше половины всего обойного производства.

В нашей стране все обои печатают традиционным способом высокой печати жидкими клеевыми красками. Для высокой печати обоев используют деревянные красящие валы, на которые набивают выступающие печатные элементы из металла. В процессе работы они окунаются в краску и оставляют отпечатки на рулонах обойной бумаги.

Печатают обои и другими способами, у каждого из которых есть свои особенности и преимущества. Способ флексографии, например, - это печать с помощью упругоэластичных, чаще всего резиновых, форм быстросохнущими красками. Этим способом можно печатать на самых разных материалах - бумаге, синтетических пленках, алюминиевой фольге. Флексографическая печать дает контрастные отпечатки, скорость процесса высока - до 180 м/мин.

Преимущества офсетной печати - дешевое и быстрое изготовление печатных форм, большая мобильность процесса. При этом способе достигается наибольшая производительность - до 1500 м/мин, но он требует особой обработки бумаги и в обойном деле применяется пока ограниченно. (Офсет - это способ печати, при котором краска с печатной формы передается под давлением на промежуточную поверхность, а уже с нее - на бумагу. Непосредственного контакта бумаги с печатной формой нет. А с точки зрения физической химии офсетный процесс основан на избирательном смачивании краской лишь печатных элементов формы. "Пробелы" же смачиваются лишь водным раствором.)

Обои не только украшают жилище, они многофункциональны. И все-таки главное наше требование к обоям - достаточная долговечность. Обои не должны легко выцветать. Чтобы получить светостойкие обои, применяют азопигменты, фталоциановые, полициклические и другие органические красители взамен традиционных неорганических.

Обои должны быть и достаточно устойчивы к действию влаги. Это требование не ново. Первый патент на моющиеся обои, покрытые слоем буры и шеллака, был выдан в Англии еще в 1858 г. В наши дни влагостойкость обоям придают, добавляя в грунтовой слой латекс на основе сополимеров бутадиена, стирола и акриловых мономеров.

В последние десятилетия успешно применяют разнообразные покрытия для обоев, начиная от полиэтилена и кончая алюминиевой фольгой. А в ГДР, например, чтобы увеличить прочность обойной бумаги, в нее иногда вводят стекловолокно.

На Московской экспериментальной обойной фабрике выпускают моющиеся обои с поливинилхлоридной пленкой. Внешне они напоминают клеенку и обычно идут на отделку кухонь и туалетных. Упоминаю об этом на тот случай, если читателю еще не приходилось видеть эти обои вблизи. Лично я только на фабрике впервые как следует их рассмотрел.

Изготовляют сейчас и "шелковые" обои, но только теперь роль шелковых нитей взяла на себя добавляемая в краску толченая слюда. Слюдяные обои блестят не хуже шелковых, но намного дешевле последних.

Бывает, что обоям придают свойства, которых от них на первый взгляд трудно и ожидать. Лет 30 назад была высказана идея "греющих" обоев, способных хоть отчасти заменить собою отопление. В 1956 г. англичане показали на одной из выставок первый образец таких двухслойных обоев. Между слоями были проложены тончайшие провода, концы которых подключались к электросети. Спустя несколько лет американский химик Р. Смит-Джохенсен предложил химический состав, способный под действием электрического тока незначительной силы разогреваться до нескольких десятков, а при желании - и по 600°С. Этот состав наносят на поверхность обоев, а по кромкам прикрепляют тонкие медные пластинки, через которые и подводят ток от электросети. Эти обои известны под названием "hot paper".

За свою почти двухтысячелетнюю историю обои прошли через периоды воинствующего непризнания и столь же безудержной моды. Были времена, когда снобы честили их "безвкусицей" и "новомодной вульгарщиной", а вскоре сами принимались лихорадочно оклеивать обоями не только стены, но и потолки и даже мебель.

Наше сегодняшнее отношение к обоям - спокойное и надежное, как они сами. И если кому-то из нас не удается оклеить свое жилище такими обоями, какими хотелось бы, то все равно вряд ли кто-нибудь скажет (или подумает) что-либо подобное приведенным выше словам Оскара Уайльда. И потому не будем заканчивать эти заметки столь грустным высказыванием. Лучше вспомним, что в романе Ч. Диккенса "Наш общий друг" фигурирует молодая девушка, "на которую было приятнее смотреть, чем на самые лучшие обои".

НАЗАД

Главная :: Архив статей :: Поиск :: Гостевая :: Внешняя :: Ссылки

Помоги сайту! Брось денежку в смс-копилку!

Hosted by uCoz